• Характеристика
  • Воспитываем ребенка-меланхолика, придерживаясь принципа «НЕ навреди»

Уже на момент рождения ребенок имеет унаследованный темперамент. Так было задумано природой, что все люди разные, не похожи друг на друга. На реакцию нервной системы: голос матери, голод, боль, обиду, дети реагируют по-разному. Одни, почувствовав дискомфорт, начинают плакать, кричать, другие, не обращая внимания, спокойно продолжают играют. Дело в том, что мозг в этом случае еще незрелый, поэтому этот маленький человек находится в зависимости от своего темперамента.

Характеристика

Меланхолик – ребенок послушный, тихий, мягкий и застенчивый, отзывчивый, готов в трудную минуту помочь пострадавшему. В новом коллективе ему непросто сдружиться с детьми, поэтому либо замыкается в себе, предпочитает оставаться в тени, при этом страдая от одиночества, но также может легко попасть под влияние других детей. Он не любит общаться с новыми людьми, в таких ситуациях чувствует себя неловко.

Также обидчивость и тревожность, мнительность – черты характера, присущи меланхолику. Отрицательную оценку или наказание воспринимают как трагедию. Малейшая неудача ими рассматривается как настоящая трагедия.

Тяжело меланхоликам в конфликтных ситуациях. В них они теряются, становятся робкими, поэтому не способны дать врагу отпор.

Речь меланхолика медленная, слова ребенок немножко растягивает, голос при этом тихий, иногда переходит в шепот.

Эти дети не любят публичных выступлений, отвечать у доски или на класс тоже им не приносит удовольствия, напротив, ребенок начинает волноваться, теряется, забывает, что должен был сказать. А вот письменные работы, так же, как и домашние задания выполняет всегда внимательно и аккуратно.

В начальных классах в коллективе чувствует себя неуверенно, держится в стороне, легко теряется. В привычной обстановке он более уверен, работает продуктивно, тактичен, деликатный, мягкий. Учащийся с таким типом темперамента осторожный и осмотрительный. На уроках дисциплину не нарушает, ведет себя тихо и спокойно. Ему постоянно надо вертеть что-то в руках, будь это ручка или ненужная бумажка. За урок настроение его может поменяться несколько раз. Замечания учителя воспринимает болезненно, становится подавленным, хотя внешне эти изменения мало заметны. Отвечает неуверенно, запинаясь, даже если материал знает хорошо. Свои знания недооценивает, даже если они выше среднего. Если ответ ученика был прерван даже мельчайшим замечанием учителя, ребенок-меланхолик смущается, говорит более тихо, медленно.

Меланхолик сдержан в выражении чувств, но при этом его эмоциональная чувствительность тонкая, что позволяет проявить себя в музыке, рисовании. За цветами и животными маленький ребенок будет ухаживать бережно и аккуратно.

На уроках дети с этим типом темперамента быстро утомляются, так как у них слабый тип нервной системы, поэтому утомляются меланхолики быстрее представителей других типов. После выполнения задания им надо обеспечить отдых, а во время учебы убрать все посторонние раздражители.

Хотя на уроках такие ученики сидят тихо, на перемене оживляются, но при этом движения их не энергичны, а скорее суетливые, мимика и жесты слабо заметны.

Воспитываем ребенка-меланхолика, придерживаясь принципа «НЕ навреди»

Если говорить о рекомендациях по воспитанию меланхолика, то надо, скорее, разобраться, чего не следует допускать в воспитании, чем что делать.

  • Не кричите и не давите на ребенка. Психика меланхолика очень ранима, это надо учитывать во время общения. Не стоит его обзывать, а недовольство лучше выразить тихим спокойным голосом. Публичные замечания ведут к формированию серьезных комплексов.
  • Не скупитесь на похвалу и искренние слова. Хвалить меланхолика необходимо, это побуждает его работоспособность, укрепляет психическое состояние. Также эти дети обладают особой интуицией, поэтому искренние слова помогут понимать, что они любимы в семье.
  • Малейшее проявление заботы со стороны ребенка не должно быть упущено.
  • Не скупитесь на тактильные контакты во время общения. Дети с таким типом темперамента нуждаются в постоянных поглаживаниях, прикосновениях.
  • Не забывайте о слабой нервной системе меланхолика. Не следует перегружать его развивающими занятиями, делайте небольшие перерывы. В противном случае даже игры способны довести его до стресса. В учебе и в приемах самообслуживания главное – учитывать принцип постепенности. Ребёнок должен усвоить одно, только потом можно переходить к изучению другого материала. Так же сначала следует научить складывать одежду, а только потом думать об ускорении темпов.
  • Не допустите, чтобы вялость превратилась в лень. Проявления находчивости, расторопности должны быть немедленно замечены. Песочные часы или будильник можно использовать, чтобы активировать ребенка быстрее закончить работу.
  • Не настораживайтесь по поводу тревожности меланхолика. Со временем она будет выполнять функцию саморегуляции деятельности, ребенок будет стараться не допускать ошибок, что повысит продуктивность работы, высокую обучаемость. И все же ребенку надо помочь справиться с этим чувством. Поможет в этом постоянная похвала, даже если до конца что-то не получилось.
  • Не оставляйте без внимания то, что меланхолик остается один, у него нет друзей. Чувство коллективизма, общительность, товарищество стоит воспитывать. Для начала пускай это будет один сверстник, позже круг можно расширить.
  • Не запугивайте ребенка. Наоборот, пытайтесь помочь избавиться ему от них, и ни в коем случае не высмеивайте. Страшные истории, ужасы, тревожные телепередачи не для детей с таким типом темперамента.
  • Не поручайте ребенку непосильную работу. Пойдут ему на пользу посильные занятия со своевременным отдыхом.
  • Если не придерживаться этих простейших советов, в характере меланхолика может возникнуть замкнутость, отчужденность, ранимость, склонность к повышенному переживанию всего, что происходит вокруг.

    Источник